Крест Господень над Россией

Крест Господень над Россией
Фото: 

Евгений Борисов

27 сентября, в праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня, Православная церковь вспоминает события начала четвертого века, оказавшее глубокое влияние на церковную жизнь того времени и прочно вошедшие в сознание верующих последующих веков. В окрестностях Иерусалима на Голгофе были обретены остатки древа Креста, на котором был распят Господь Иисус Христос.

Мы свято и благоговейно почитаем Крест Христов. С раннего детства и до самой смерти каждый христианин носит на себе крест как знамение Христовой победы и нашей защиты и силы. Каждое дело мы начинаем и кончаем крестным знаменем, делая все во славу Христову.

А еще изображением Креста принято отмечать места, особенно дорогие верующему сердцу — не только поля жестоких битв, воинских захоронений, но и границы государства (как это мечтал сделать святой Царь-мученик Николай II, а сегодня его идея воплощается в жизнь), православные кресты с недавних пор можно видеть на автодорогах, в монастырских комплексах, то есть везде.

В канун праздника Воздвижения мы подготовили подборку из фотоархива информационного отдела епархии, в которой собраны фотографии поклонных Крестов, установленных в разных уголках России.

Православный крест на вершине Белой горы на фоне бескрайней равнины Пермской земли. Белогорский Свято-Николаевский мужской монастырь, Пермский край. Поклонный крест и антенна дальней космической связи. Тверская область
Православный крест на вершине Белой горы на фоне бескрайней равнины Пермской земли. Белогорский Свято-Николаевский мужской монастырь, Пермский край.

Поклонный крест и антенна дальней космической связи. Тверская область

Валаамский Спасо-Преображенский монастырь. Поклонный крест в Никоновой бухте. Псков. Согласно преданию, здесь в августе 1581 года Пресвятая Богородица явилась кузнецу Дорофею, и Её милостию псковичи отстояли свой город от войск польского короля Стефана Батория.

Валаамский Спасо-Преображенский монастырь. Поклонный крест в Никоновой бухте.

Псков. Согласно преданию, здесь в августе 1581 года Пресвятая Богородица явилась кузнецу Дорофею, и Её милостию псковичи отстояли свой город от войск польского короля Стефана Батория. Под крестом покоятся погибшие защитиники Пскова.

Поклонный крест в храме Николы-на-Песках, г. Орел. Крест у источника преподобного Серафима Саровского в поселке Цыгановка, Нижегородская область.

Поклонный крест в храме Николы-на-Песках,
г. Орел.

Крест у источника преподобного Серафима Саровского в поселке Цыгановка, Нижегородская область.

Поклонный крест, воздвигнутый 6 мая 2007 года в память воинов и горожан, упокоенных на Егорьевской горе с момента основания г. Орла. «Благодарная Россия своим сыновьям». Крест, установленный на месте сражений Гражданской войны в балке Непрец, Орловский район Орловской области.

Поклонный крест, воздвигнутый 6 мая 2007 года в память воинов и горожан, упокоенных на Егорьевской горе с момента основания г. Орла.

«Благодарная Россия своим сыновьям». Крест, установленный на месте сражений Гражданской войны в балке Непрец, Орловский район Орловской области.

Праздник Воздвижения установлен Церковью в память чудесного обретения Креста, на котором был распят Христос. Император Константин Великий, провозгласивший в 313 г. Христианство государственной религией Рима, испытывал огромное уважение и благоговение к этой святыне, и собирался начать возведение храма на Голгофе.

Для исполнения этого желания его мать святая Елена отправилась в Иерусалим, имея желание разыскать Крест. Крест был найден ею там, где это только и могло быть — на Голгофе, но вместе с ним — еще два креста. Теперь необходимо было высшее свидетельство об этой великой святыне. И оно было тотчас получено: все три креста поочередно были приложены к телу умершего, которого проносила в этот момент проходившая невдалеке похоронная процессия. Первые два не прозвели никакого результата, а вот от третьего было явлено чудо: умерший воскрес.

К обретенной святыне начали стекаться окресные жители, и по причине многолюдства патриарх Макарий поднял Крест Христов над молящимися. Праздник воспоминания такого обретения величайшей христианской святыни бы установлен в 335 году, и получил название Всемирного Воздвижения Животворящего Креста Господня.

Согласно православному вероучению, явление Креста — прежде всего знак победы добра над злом, покорения греха, это источник любви, ибо через вольные страдания Спасителя на кресте и Его воскресение из мертвых были открыты двери райские и человеческому роду дарована новая жизнь.

Воздвижение в богослужебном круге Церкви относится к числу двунадесятых, то есть двенадцати главных праздников. Этот день часто сравнивают со Страстной неделей, которая бывает перед Пасхой, он также посвящен усиленной молитве и строгому посту. Как говорят богословы, если на Страстной мы вместе с Церковью плачем над страданиями Спасителя, то в день Воздвижения — радуемся о плодах Его страданий: искуплении человечества от первородного греха и победе Спасителя над адом и смертью. В этот день Церковь воздвигает Честный Крест, как орудие этой победы, и в этот день особо чествует Его, как величайшую святыню.

Православный святой 19-го столетия архиепископ Иннокентий (Борисов), уроженец Орловщины, писал, что воздвижением Креста Господня изображается все, что было и есть в жизни Христа, и все, что должно быть и чего, может быть, нет в жизни нашей. «Будь же признателен к беспримерному снисхождению, умей ценить крестное величие Господа твоего, научись употреблять его в свою пользу через подражание Ему, начни нести ту часть креста, которая достается на твою долю, для очищения тебя от скверн плоти и духа. Крест для того так и низводится долу, дабы ты, лежащий на земле во грехах, мог взяться за него верою и вознестись с ним на высоту. Не опускай же сего драгоценного случая!», — говорил святитель Иннокентий.

Информационный отдел Орловско-Ливенской епархии

В публикации использованы: материалы сайта
«Воздвижение Креста Господня»,
«Настольная книга священно-церковнослужителя».

3911