«Колокол дышит крестообразно»: Александр Чайка о секретах искусства звонаря

«Колокол дышит крестообразно»: Александр Чайка о секретах искусства звонаря

После воскресной литургии площадка перед Богоявленским собором Орла стала звонильной школой — известный далеко за пределами Орловской области болховский звонарь Александр Чайка провел мастер-класс по приглашению молодежного православного движения Богоявленского собора «Богоявленская семья».

Если точнее, Чайка — мастер-настройщик колоколен и создатель эргономичных систем управления колокольным звоном. Один из самых известных его инструментов — походная звонница, которую можно привезти в любое место и за несколько минут подготовить к работе.

Особенность звонницы — вместо привычных колоколов на ней размещены большие и маленькие прямоугольные металлические била, изготовленные из латуни или авиационного алюминия, а звук извлекается ударом специального молотка по поверхности инструмента. Необычный по виду и звучанию комплекс, тем не менее, изначально был более характерен для русской богослужебной и звонильной традиции. Более тысячи лет назад нашим предкам были известны била из клена, бука, ясеня, берёзы, а также металлические била из железа, меди, чугуна, колокольной бронзы; в Соловецком монастыре в XV в. были известны каменные била. А к колоколам на Руси долгое время относились с недоверием, так как они ассоциировались с католичеством, «латинством». Традиция звона в била возродилась в России к концу 20 века трудами автора-изобретателя Александра Жихарева. Он же в ходе многочисленных экспериментов нашел форму, которая позволила получить гармоничный и приятный для слуха звук — прямоугольник с пропорциями иконы — «било иконное». Александр Чайка считает, что такая легкая и относительно недорогая система бил должна использоваться для обучения будущих звонарей.

Чайка — потомственный москвич, променявший столицу на полюбившийся ему провинциальный Болхов, где оттачивает свое мастерство и старается превратить колокольные звоны в произведение искусства. Александр ведет видеоблог, популяризирует колокольный звон, настраивает храмовые звонницы (за 15 лет он настроил более 30 колоколен, в том числе колокольни храма Покрова Пресвятой Богородицы с. Тургиново Тверской области, звонницы Зачатьевского ставропигиального женского монастыря в Москве, выполнял правительственные заказы). Выступая со своим походным комплексом в разных городах и весях, он с удовольствием делится размышлениями о колокольном мастерстве.

— Научное исследование колокольных звонов — дело совсем недавнего времени, — говорит он. — Толчок процессу дало воссоздание храма Христа Спасителя в Москве, для которого и понадобились колокола. В результате исследований была создана математическая модель. Она показала удивительную вещь: колокол не вибрирует просто вверх-вниз или вправо-влево — он дышит, расширяется в стороны движением крестообразной траектории. Звоня, колокол освящает пространство, а стихия ему отвечает — тогда происходит множество интересных событий, которые мы физически не всегда можем увидеть. Есть много свидетельств тому, как далеко звучащий благовест ворвался в форточку, и в этот момент человек опустил пистолет, который он держал у виска.

Начинающему звонарю Чайка советует всегда держать включенным диктофон. «Когда я учился звону, то пять лет записывал всё, что со мной происходило, а потом анализировал со стороны, — отмечает мастер. Сначала материал накапливается в тебе, и однажды сам собой вырывается наружу в твоей игре».

Молодежное православное движение Богоявленского собора Орла «Богоявленская семья»

2574