Итог жизни князя Владимира — судьбоносный выбор спасительной христианской веры

Итог жизни князя Владимира — судьбоносный выбор спасительной христианской веры

В 2015 году весь православный мир отмечает 1000-летие преставления святого равноапостольного князя Владимира. Датой его кончины и днем памяти является 28 июля. Церковь и государство празднуют юбилей именно преставления ко Господу, то есть смерти святого князя. Почему придается такое большое значение дате кончины Крестителя Руси, ведь это, по сути, скорбный день?

«В Православной Церкви отмечают день преставления — то есть кончины — не только князя Владимира, но и всех других святых. В христианском понимании день кончины это не день скорби и безнадежности. Смерть для христианина не столько трагична, сколько дает надежду на воскресение, преображение плоти и новую, вечную жизнь. Мы можем уверенно рассуждать о вечной жизни только в свете Воскресения Христа. Он сделал возможным для нас жить вечно. Отсюда не просто отсутствие безнадежности, но новая надежда», — отмечает протоиерей Александр Тимофеев, зав. кафедрой Библеистики Московской Духовной Академии, настоятель Патриаршего подворья — храма во имя Собора новомучеников и исповедников российских в Бабушкине.

«Согласно православной традиции, днем памяти святого является день его кончины — рождение в будущую вечную жизнь. У подавляющего большинства святых дата рождения неизвестна, так как этот момент их современников никогда не волновал. Днем памяти святого является день его преставления и иногда день именин. Это непреложная традиция», — также подчеркивает Алексей Константинович Светозарский, профессор, зав. кафедрой Церковной истории Московской Духовной Академии.

А.К. Светозарский объясняет, что в связи с церковной традицией и в гражданском обществе в дореволюционное время всегда отмечались круглые даты со дня кончины значимых личностей: «Например, в 1900 году по всей России праздновали 100-летие со дня кончины А.В. Суворова, непобедимого русского полководца. Отчасти эта традиция переходит и в советское время. В 1937 году отмечается 100-летие со дня гибели А.С. Пушкина, в 1941 — 100-летие со дня гибели М.Ю. Лермонтова. Если задуматься, то, действительно, какой смысл отмечать круглую дату со дня рождения человека, если ход его жизни был остановлен? Ведь человек все равно не прожил столько лет на земле».

Константин IX Мономах отправляет посольство к Владимиру; Византия; XII в.

Константин IX Мономах отправляет посольство к Владимиру; Византия; XII в.

Протоиерей Александр Тимофеев также рассуждает о смысле празднования дня рождения: «В обыденной жизни мы отмечаем день рождения как праздник, но ведь при рождении еще неизвестно, какую жизнь проживет человек, как он распорядится своей свободой. Можно вспомнить слова царя Соломона: „Доброе имя лучше дорогой масти, и день смерти — дня рождения“ (Еккл.7:1)».

«Человек переходит в вечность таким, каким его застанет смерть. То есть таким он будет теперь всегда. В час смерти подводится итог всей деятельность человека, всей его жизни. Каждое слово и дело, каждый выбор поступка и пути, все, в чем человек потрудился (или не потрудился) ради Христа и ближних будет оценено в этот момент, — подчеркивает отец Александр, — что касается святого равноапостольного князя Владимира — итогом его жизни можно смело называть судьбоносный выбор спасительной христианской веры для себя, своего народа и многих поколений потомков; сознательное принятие идеалов христианства и стремление исполнить заповеди Христа. Поэтому Церковь радуется такому достойному итогу его жизни, такой кончине».

Равноапостольный князь Владимир скончался в 1015 г. в своем любимом селе Берестове и был погребен в Десятинной церкви. Празднование святому князю Владимиру было установлено святым Александром Невским в середине XIII века.

Церковное почитание на Руси святого князя началось значительно раньше: в «Слове о Законе и Благодати» святителя Илариона (+1053) князь Владимир назван «во владыках апостолом», «подобником» святого Константина и его апостольское благовестие Русской земле сравнивается с благовестием святых апостолов.

Синодальный информационный отдел
Московского Патриархата

1779