Ему предлагали снять крест и идти на свободу, но он отказался: судьба исповедника иерея Григория Черепенникова

Тысячи и тысячи священников и мирян пострадали от гонений советской безбожной власти в XX веке, их имена и судьбы нам предстоит еще узнать. Предлагаем вашему вниманию исследование, посвященное священнику Орловской губернии иерею Григорию Черепенникову, подготовленное его правнуком, студентом Московской Духовной Академии Кириллом Черепенниковым.

Григорий Черепенников в студенческие годыГригорий Черепенников в студенческие годы

Эта статья посвящается моему прадедушке, иерею Григорию Черепенникову. Он был репрессирован советской властью как «враг советского государства». Долгое время близкие ничего не знали о судьбе погибшего священника. И только после падения советского режима стали доступны архивы ФСБ, где мы смогли почерпнуть хотя и скудные, но все же важные, материалы о его аресте и пребывании в застенках сталинских лагерей. О скудости материалов говорит тот факт, что в уголовном деле не осталось даже тюремной фотографии. Вместо нее к делу был приложен отпечаток одного большого пальца правой руки, однако для советской судебной системы этого было достаточно, чтобы опознать человека и осудить на каторжные работы. У нас храниться практически единственная фотография, где отец Григорий изображен в студенческие годы, во время учебы в семинарии.

Иерей Григорий Григорьевич Черепенников родился 20 января 1897 года и был единственным сыном в семье. Родители были состоятельными, его отец занимался торговлей и имел в г. Орле два дома. Окончил Орловскую духовную семинарию, в которую поступил в 1914 году1. На войну его не забрали как единственного сына в семье. По воспоминаниям матушки Татьяны, прадедушка был высокой духовной и нравственной жизни, строго соблюдал посты. Так, например, в Великий пост не вкушал даже постного масла, и матушка Татьяна пекла ему блины, смазывая сковородку воском. В 1918 г. был призван в ряды Красной армии, где служил письмоводителем, а потом счетоводом до 1921 г. Из материалом следственного дела, куда была приложена копия присяги о посвящении отца Григория в стихарь, читаем что 21 июня по н/с 1919 г. А посвящение в псаломщики он принял 22 июня 1919 г. от епископа Серафима Орловского и Севского2. В 1920 г. был рукоположен в диакона. Когда и кем был рукоположен в священники, к сожалению, не удалось установить. В уголовном деле читаем, что на момент ареста батюшка служил в с. Георгиевском, Урицкого рика (района), Орловского округа. (В материалах уголовного дела его постоянно называют «поп георгиевской церкви»). Из показаний читаем, что отец Григорий до этого служил в г. Орле в Воздвиженской церкви3, и был выбран церковным советом в 1929 г. в с. Георгиевское настоятелем, т. к. предыдущий священник Вавилов отказался там служить. Про Георгиевский храм, к сожалению, не удалось найти информацию. Также можно предположить, что отец Григорий был вынужден оставить Воздвиженский приход не по своей воле, поскольку советская власть его сначала закрыла, а вскоре Воздвиженскую церковь и вовсе снесли. Это косвенно подтверждается одним из показаний, где говориться, что батюшка просил своих новых прихожан помочь ему, потому что семья голодает.

Воздвиженская церковь в ОрлеВоздвиженская церковь в Орле

Активность и популярность нового батюшки не понравилась советской власти, да и к тому же священника обвинили в срыве колхозного строительства. Большего, как говориться, и придумывать не надо было. В секретной докладной записке читаем, что на иерея Григория доносили: «Он после каждой службы читает проповеди, которые под соусом религиозности пронизаны контрреволюционностью... Кроме того, он занимается бабством, заключается в том, что он наговаривает, подкрашивает воду и „исцеляет“ детей за что берет вознаграждение с граждан...»4. Комментарии, как говорится, излишни.

Отец Григорий проживал на момент ареста по адресу: г. Орел, Первый речной переулок, д. 365. Обыск проводился на основании постановления с обвинением в «ведении контрреволюционной деятельности по ослаблении соввласти»6. Однако, согласно протоколу обыска, в доме ничего противозаконного найдено не было. Но это, конечно же, не могло помещало арестовать его: якобы «нахождение его на свободе может повлиять на ход следствия»7.

Итак, прадедушка был арестован 19 февраля 1930 г., в возрасте 33 лет. Дома у него остались матушка Татьяна и трое детей (Вера 7 лет, Борис — 5 и Кира — 2). В ходе всего следствия он содержался в орловском Домзаке. Из анкеты читаем, что «по профессии он священник, а точнее служитель культа», а поскольку считалось, что священник не имеет права брать денег от прихожан, поэтому на вопрос «На что жил?» — он ответил: «на деньги родителей»8.

Личное дело отца Григория Черепенникова
Личное дело отца Григория

Необходимо отметить, что уже к тридцати годам отец Григорий, как мы читаем из медицинской справки тюремного врача, выглядел почти как старик9: «...понижение зрения на левый глаз, отсутствует 14 зубов, ... легкая паховая грыжа в начальной стадии, ... страдает неврастенией и малокровием, годен к легкой работе, следовать пешком может»10. Сам о. Григорий вину не признал, о чем и записано в деле:«20 июня 1929 г. Я нигде не выступал и среди крестьян не вел никакой агитации, а только и был с молитвой в девяти дворах, и то по просьбе Оловяшникова Ивана Ивановича. Виновным себя не признаю и никаких выступлений нигде не делал»11. Однако для советской власти это не имело никакого значения, так как обвинения были слишком серьезными для того времени, да и гнать церковь было модно. «Черепенников Григорий Григорьевич, — читаем из обвинительного заключения в уголовном деле, — достаточно изобличается в том, что вел злостную антисоветскую агитацию против мероприятий власти, возбудил религиозную массу против сельсовета по вопросу закрытия церкви. Является приверженцем Крутицкого12, ведет ярую контр — революционную работу»13. Из обвинительного заключения также читаем следующее: «В декабре 1929 г. в рождественские дни поп Черепенников ходил с молитвой по деревне и когда крестьяне задавали вопрос, что у нас уже священник не ходил пять лет и на пятый год вы стали ходить по приходу, на что он ответил: «я на это имею право и документы». Во время хождения старался проводить агитации в тех домах, где находятся одни женщины или старики, говоря или убеждая, что в Святом Писании написано: "в колхозах жить будет очень плохо, хлеба не будет хватать... На следующий день пришли в сельсовет братья Сеины с заявлением о выходе из колхоза, так как их жены, послушав попа, велели своим мужьям выйти из колхоза... Черепенников, чтобы заслужить авторитет среди населения, проводит службы до 2 — 3 часов дня и всегда после окончания говорил проповеди о том, что "Бог есть и скоро будет второе пришествие Бога, а потому надо крепче веровать и стараться чтобы наша церковь не была закрыта, а также колокола не были сняты, а то вам на пожар нечем будет вызывать друг друга... Есть моменты, что Черепенников лечит водой (видимо давал пить св. воду детям. — Прим. автора), после чего дети бедняков помирают, например у гражданки Новиковой заболел ребенок, она пошла лечить его к попу. Поп принялся лечить его водой и читать над ним молитвы, а после окончания лечения уговаривал Новикову не вступать в колхоз и других женщин просить о невступлении. Через некоторое время ребенок у Новиковой помер... В декабре 1929 г. в доме Овсянникова был устроен молебен, куда приглашались старые старики и женщины. Молебен длился до вечера и вечером за ужином сказал поп речь о том, что в "Евангелии написано, что религия никогда не пропадет и скоро воскреснет обратно и колхоз есть обман вас где будут заставлять вас тяжело работать и пищу давать по норме, а стариков вообще не будут принимать, так что вам старикам пока не нужно записываться, а пока воздержаться... 31 декабря 1929 г. по ст. стилю вечером поп ходил по деревне с ктитором и при встречи с женщинами старыми стариками предлагал им завтра прийти в церковь, где будет богослужение, но звона не будет никакого, т.к. ремонт церкви. Но церковь в это время была закрыта и никакого ремонта не было, и поп производил служение вместо церкви в сторожке... На основании вышеизложенного и следственных показаний привлекается к ответственности поп Черепенников по ст. 58/10, и принимая во внимание действия совершенное Черепенниковым и по своему составу преступление подлежит внесудебному разбирательству...«14. Интересен тот момент, что в конце каждого допроса свидетеля, а их было допрошено семь человек, есть приписка, «с моих слов записано верно агент такой то». Однако, как видно из материалов уголовного дела, в основном допрашивали крестьян, и сам следователь писал, что тот малограмотный, и, как следствие, прочитать свои показания не может. Этот факт тогда, конечно, мало кого интересовал, поэтому сказать, сфабриковано то или иное свидетельское показание, сложно. В итоге советская власть в лице тройки при ОГПУ 1 марта 1930 г. осудила о. Григория на пять лет концлагерей за антисоветскую деятельность. Впоследствие иеререй Григорий был оправдан орловским прокурором 19 мая 1989 г. согласно указа Верховного Президиума ВС СССР от 16 января 1989 г. «О дополнительных мерах по восстановлении справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в 30 — 40 гг. и начале 50-х г».

Теперь обратимся к воспоминаниям, которые сохранились у родственников. По рассказам матушки Татьяны, семья осталась практически без средств к существованию. Все дело было в том, что репрессии касались и семьи заключенного в лагерь. Таких в народе называли «лишенцами», т. е. лишенными возможности зарабатывать на жизнь наравне со всеми «нормальными» гражданами советского государства. И вот теперь матушка Татьяна с тремя маленькими детьми на руках должна была искать пропитание себе и им. На работу «лишенку» официально никуда не брали, и она устроилась работать в одну состоятельную семью. Здесь за работу разрешали брать что-то из продуктов, но их было крайне мало, поэтому матушка забирала даже картофельные очистки, и потом готовила из них. Сейчас даже трудно представить, но богатство той семьи заключалось в том, что они выбрасывали картофельные очистки на помойку. Скоро настали голодные годы: по словам матушки, они часто по несколько дней ничего не ели, и настолько измучились, что матушка Татьяна пришла в отчаяние. По воспоминаниям матушки Татьяны, их сохранил святитель Николай, которому она всегда горячо молилась. Она часто рассказывала детям и внукам историю, про женщину, которой помог Чудотворец: «Было голодное время, есть было нечего, и дети ходили все опухшие от голода. Она пришла в отчаяние, так как не могла смотреть на этой. Когда в доме топилась печь, женщина решила, что лучше умереть всем сразу, чем смотреть на страдания. Она закрыла задвижку в печи, пошел угарный газ, а дети в это время спали. Сама встала на колени перед иконой святителя Николая, и стала молить его, так как не осталось больше сил терпеть голод. Вдруг почувствовала, что от иконы протянулась рука и дернула ее за волосы. Она быстро пришла в себя, схватила детей и вынесла их на свежий воздух. Вскоре она нашла деньги и смогла накормить детей». По словам ее сына, протоиерея Бориса Черепенникова15, матушка Татьяна рассказывала про себя.

Дальнейшая судьба отца Григория, со слов матушки Татьяны, сложилась следующим образом. Свой арест он воспринял с покорностью воле Божьей. После его ареста семья пребывала в полном неведении, где он и что с ним. Знали только, что он осужден на ссылку в лагерь, однако, куда отправят, никто не говорил, а свидание получить было практически невозможно. В один из дней матушка Татьяна услышала от соседки, арестантов грузят на эшелон, и отправляют куда-то. Она бросилась на вокзал. Поезд уже готовился к отправке, и на перроне было много людей, которые тоже искали своих близких. Пробегая от вагона к вагону, матушка просто звала его по имени. Наконец, она издали узнала своего мужа, но конвой близко не пускал к нем. Это была их последняя встреча, а из-за шума, стоявшего на вокзале, слов разобрать было невозможно. Отец Григорий, узнав ее, благословил, и знаками показал ей, что ему предлагали снять крест и идти на свободу, но он отказался. Потом батюшка поднял руки к верху, как всегда делал, когда говорил о воли Божьей, показывая тем самым, что на все воля Божья.

Как оказалось, впоследствии священник Григорий «был отправлен в Архангельск в концлагерь. По состоянию на 27. 01.1932 г. находился в 5 отделении Сиблага. 30 апреля 1932 г. прибыл из Сиблага в 1—е Повенецкое отделение ББлага НКВД СССР. За ударный труд срок сокращен: конец срока — 17 ноября 1934 г»16. Несмотря на то, что ему был прописан облегченный режим, его отправляли на самые тяжелые работы. Сначала он был землекопом, потом лесорубом, а когда здоровье, видимо, сильно пошатнулось — перевели в извозчики. Из лагеря отец Григорий писал прихожанам, чтобы не расстраивать бабушку, что стер плечи в кровь, таская бревна, и просил пошить наплечники. Также как-то написал, что у них «сегодня большая радость, т. к. причастились св. Таин». Об обстоятельствах его смерти родственники узнали только спустя почти сорок лет со дня кончины. Видимо, Промыслу Божьему было так угодно, чтобы не забыли его страданий за веру. Об этом рассказал протоиерей Александр Данилушкин, живший в последние годы в республике Литва, недалеко от Вильнюса. Он отбывал ссылку вместе с иереем Григорием, однако смог выжить. По его словам, работы были неимоверно тяжелые, так как они попали на лесоповал, а сотрудники лагеря даже не обеспечили священника Григория спецодеждой. Он выходил на работу в своем подряснике и помогал таскать бревна. Вскоре открылась на плече рана от работы, а так как медицинская помощь, по-видимому, отсутствовала, рана загноилась, так что из нее стала видна кость ключицы. Все это осложнялось плохим состоянием здоровья и социальным происхождением отца Григория, ведь он был из состоятельной семьи, и работать на тяжелой работе не привык, в отличии от своего соседа, бывшего из крестьян. Поэтому, пробыв в лагере три года, он заболел туберкулезом и умер. »Согласно акта № 130 от 14.04.1933 г. Черепенников Григорий Григорьевич умер 14 апреля 1933 г. в бараке М.К.Л. 3-го Ванжозерского боевого участка (так в документе). Смерть последовала от истощения»17. По рассказам матушки Татьяны, в день смерти она была дома и готовила детям кушать. Вдруг услышала, что кто-то входит, обернулась и видит своего мужа, отца Григория, который идет в подряснике с крестом в детскую комнату. Он шел молча и сосредоточенно. Матушка закричала: «Гриша приехал!» и бросилась в детскую комнату, а там никого уже нет. Вскоре пришла повестка с извещением о его смерти именно в тот день, когда он и явился матушке Татьяне. Это произошло 14 апреля по новому стилю 1933 г. Иерею Григорию было тогда 36 лет.

Справка о реабилитации иерея Григория Черепенникова
Справка о реабилитации иерея Григория Черепенникова

Жизнь детей иерея Григория сложилась по-разному. Старшая дочь Вера вышла замуж за офицера советской армии, была верующей, последние годы жила в городе Чехове. Сын Борис ходил в храм, пономарил и иподиаконствовал. Он рассказывал, что как-то даже иподиаконствовал вместе с будущим архимандритом Иоанном (Крестьянкиным). Когда началась война, попросился на фронт, для чего приписал себе несколько месяцев, так как был молод. Войну прошел медбратом. Со своей матушкой Людмилой познакомился во время освобождения республики Литвы. Дедушка рассказывал, что его поразило то, что у бабушки в то время открыто в комнате висела икона. После войны вернулся в Литву, женился и какое-то время работал. В 50-х годах принял сан, в 1964 г. закончил заочно МДА. Служил сначала разъездным священником, позже ему дали приход в Вильнюсе, где он и служил до своей смерти в 2000 году. У него было шестеро детей, которые тоже, в основном, связали свою жизнь с Церковью. Сыновья Андрей и Григорий стали священниками, дочери Кира и Людмила вышли за муж за священников. Младшая дочь иерея Григория, Кира, тоже вышла замуж, ее сын стал игуменом Софронием, и служит сейчас в Калининграде. Я тоже решил пойти по стопам нашего прадедушки и учусь сейчас в Московской Духовной Академии.

Библиография

  1. Житие свт. Петра Крутицкого, эл. ресурс: www.vidania.ru/saints/zitia_svytyh_feodosia_chernigovskogo/petr_mitropol...
  2. «Церкви и монастыри г. Орла» сост. Р. И. Реуцкая, В. Г. Сидоров, О. Н. Попов, библиографический справочник, эл. версия: http://turgenev.org.ru/hram/main.htm
  3. Архив УФСБ г. Орел: ОГПУ, дело № 2191, по обвинению гр. Черепенникова Григория Григорьевича, архивный № 10534 — П.
  4. Свщмч. Серафим (Остроумов), Архиепископ. Православный церковный календарь, Эл. версия: http://azbyka.ru/days/sv-serafim-ostroumov
  5. Архивная справка от 20. 01. 2011 № 3/Ч — 4, Информационный отдел МВД по Республике Карелия.
  6. Архивное личное дело заключенного ББлага НКВД СССР Черепенникова Григория Григорьевича, Ф. № 72, оп. 25, д. № 970.

Примечания

  1. В Орловских епархиальных ведомостях за 1917 г. он числился в списке студентов семинарии третьего курса.
  2. Архиеп. Серафим (Остроумов), (1880 — 1936). с 17 августа 1917 г. по 1 ноября 1927 г. управлял Орловской и Севской епархией. Подвергался неоднократно аресту, в частности в 1926 г. был арестован за активную борьбу с обновленчеством. В 1936 г. архиепископ Серафим был в последний раз арестован по групповому делу, как «один из руководителей группы церковников», его обвиняли в том, что он «использовал религиозную трибуну для произношения контрреволюционных проповедей, в которых распространял клевету и предсказывал скорую гибель соввласти». Также в обвинении говорилось о владыке, что он «среди населения вел антисоветскую агитацию и давал попам указание для ведения работы за необходимость открытия церквей, закрытых 5 — 6 лет тому назад». (О. Григорию, в частности вменялось то, что он начал служить в церкви, которую власти пять лет тому назад закрыли — авт. статьи). Вскоре его расстреляли. В 2001 г. прославлен в лике святых новомучеников. — Православный церковный календарь, Священномученик Серафим (Остроумов), Архиепископ. Эл. версия: http://azbyka.ru/days/sv-serafim-ostroumov
  3. Согласно эл. версии библиографического справочника «Церкви и монастыри г. Орла» сост. Р. И. Реуцкая, В. Г. Сидоров, О. Н. Попов. Крестовоздвиженская (Воздвиженская) церковь. заложена в 1797 г. рядом со старой Воздвиженской церковью, существовавшей здесь с 1759 г. В 1809 — 1810 гг. освящены два придела во имя святого пророка Ильи и евангелиста Иоанна Богослова, главный же алтарь был освящен в 1837 г. В этом же году был разрушен старый храм и материал его был употреблен на постройку трапезной и колокольни. В 1929 г. закрыта и помещение использовалось под ссыпной пункт. Разрушена накануне войны. Сейчас на этом месте находиться кинотеатр «Родина». Эл. ресурс: http://turgenev.org.ru/hram/main.htm
  4. Там же, Л. 8
  5. Там же, Л. 15
  6. Там же, 20 февраля 1930 г. Л.16
  7. Там же, Л. 19
  8. Там же, Л. 21
  9. Составлена 22 февраля 1930 года, через шесть дней после ареста 19 февраля.
  10. Там же, Л. 21 об.
  11. Там же, Л. 23
  12. Здесь имеется ввиду что отец Григорий подчинялся патриаршему местоблюстителю свт. Петру Крутицкому, который также был снова осужден в 1930 г. за «антисоветскую деятельность». Обвинения очень похожи на те, что были предъявлены отцу Григорию. Свт. Петру вменялось, что он якобы «вел среди окружающего населения пораженческую агитацию, говоря о близкой войне и падении советской власти и необходимости борьбы с последней, а также пытался использовать Церковь для постановки борьбы с властью». Обвинение было явно клеветническим... 12 декабря митрополиту Петру было предъявлено обвинительное заключение В этот день он собственноручно записал показание. «В предъявленном обвинении виновным себя не признаю...».
  13. Там же, Л. 24
  14. Там же, Л. 28
  15. Годы жизни 1924 — 2000, он служил более 30 лет в храме св. первоверховных Апостолов Петра и Павла г. Вильнюс, Республика Литва.
  16. Архивная справка от 20. 01. 2011 № 3/Ч — 4, Информационный отдел МВД по Республике Карелия.
  17. Архивная справка.

Кирилл Черепенников, студент МДА

2636