Доклад архиепископа Антония на конференции «Православие и современность: проблемы секуляризма и постсекуляризма»

На открытии конференции «Православие и современность: проблемы секуляризма и постсекуляризма» Высокопреосвященнейший архиепископ Орловский и Ливенский Антоний выступил с докладом.

Ваше Преосвященство, уважаемый мой собрат епископ Воскресенский Савва, уважаемый ректор ОГУ Федор Степанович Авдеев, ваши Боголюбия представители высшего профессионального образования, докторанты, магистры, бакалавры, деятели системы образования, уважаемые гости конференции, представители власти, мои сослужители и все, здесь присутствующие!

Позвольте от имени устроителей конференции «Православие и современность: проблема секуляризма и постсекуляризма» сердечно Вас приветствовать и благодарить за Ваше прибытие в Орел, для освещения всех нас волнующей темы присутствия в жизни народов в свои времена религиозных ценностей, всегда востребованных и жизненно необходимых, и отсутствия их в нашу эпоху, когда религии и религиозному воспитанию должного внимания не уделяется.

Люди на земле — не вечны, а генетическая информация, полученная за годы жизни — вечна: человек стареет, но душа его все полученное ею жизненное приобретение — хранит до тех пор, пока не предстанет перед своим Создателем. Во всех сложнейших и недоуменных вопросах человеческой жизни, человек обращается к глаголам Вечной жизни — Библии. Вот и здесь, в этом для некоторых недоумении о душе человека, находим там эти простые, но божественные слова: «Верующие в Меня имеют жизнь вечную» (Ио. 6,47), и слово естественно глубоко верующего пророка: «Жив Господь и жива душа твоя» (1 Царств. 20,3). Эти слова ясно подтверждают фактическую правду о творении человека Богом, выраженную в Библии так: «и создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2, 7). Другими словами, Вечный Бог своим дыханием дал вечное же бытие — человеку, и он стал душой вечной, бессмертной.

Позже грехопадение лишило человека блаженства созерцания Божественной красоты, но сохранило в нем желание вернуться в свое блаженное первозданное состояние.

Слово «relegere» обозначает соединение человека с Богом через простое средство — молитву. У религиозного человека она всегда присутствует, как говорил пророк: «Душа моя стремиться к храму, как олень — к водному источнику» (Пс. 41,1). Так думают и все, кто строит храмы, и кто ходит в них, понимая, как важно уделять внимание миру вечному, безгрешному — Божественному!

Область Рая — область Бога, в который все мы через храм — призываемся, обновляя тем свои души и понимая, что тот мир — реален: это мир, где не было начала и никогда не будет конца, ибо Бог — вечен, как и мы, как и мир, во всей своей совокупности галактик и вечных просторов.

В силу греховности, которой себя подверг человек, он всего этого — лишился, но по милости и Любви Божией — сократились годы его жизни в этой земной юдоли соблазнов, плача, старения и разочарований жизненных, однако человек не был оставлен Богом, и в дальнейшем избравший путь жизни со Христом, воскресшим из гроба, наследует ее в Царствии Правды Божией. Постигается это душой, стремящейся к Богу в силу свободы выбора: быть ли со своим Творцом, или быть с антиподом Христа — антихристом, в царстве зла и отчуждения от Бога. Как мы постигаем это? Очень просто: в ком духовно-нравственное начало превалирует — тот открывает для себя преддверие рая, где же этого начала нет — там для человека готовится противоположное состояние, построенное не на принципах Божественных блюсти себя в чистой совести, в добре и святости жизни, а в ложных ценностях, цель которых — еще в земной жизни превратить все в ад, исполняя в конечном итоге волю диавола, с целью уничтожить не только все живое на земле, но и нашу прекрасную планету. Такова изначальная цель губителя рода человеческого.

В этом маразме отчуждения от подлинной красоты жизни, к примеру, через телешоу «Битва стриптизерш», пляски на церковном амвоне и т.п., по поводу чего кандидатом психологических наук Бутенко было сказано: «При ежедневном просмотре подобных шоу в сознании человека сами собой формируются модели поведения, образцы и штампы. Девочки-подростки приобщаются „легким отношением с мужчинами“, в которых очень слаба грань между „стриптизом“ и развращенностью». Безусловно, такие «будущие мамы» не познавшие красоту настоящей любви и семейного счастья, никогда и никого не осчастливят, в том числе и своих собственных детей, уж не говорю о миллионах, загубленных еще в материнской утробе. Я бы не приводил эти жесткие примеры, наводнившие сегодня нашу жизнь развращенностью нравов, грабежами, убийствами, самоубийствами, если бы это не было жестокой правдой. Но как небо не имеет пределов для восхождения человека к источнику всех благ — Богу, так и ад, к которому безумец уже на земле стремится — не имеет дна, и ниспадение туда души человека безотрадно, страшно и вечно.

Не думайте, что я задался целью всех здесь запугать Божьими карами, но цель нашей конференции как раз и заключается в том, чтобы вместе подумать, как нам осуществить то, без чего не возможно предотвратить совершено очевидно надвигающийся коллапс нашего российского менталитета, некогда, до революции, глубоко-православного, человечного, культурного и успешного. Я думаю, что главное дело сегодня — использовать все возможности для религиозного просвещения нашей молодежи и студенчества. Не все потеряно, так как основы религиозного воспитания, получаемого в открывающихся храмах, воспринимаются детьми с великим удовлетворением, а наши студенты не становятся в позу посторонних наблюдателей при воцерковлении своих товарищей, и сами пытаются найти себя на стезе православного возрождения. Согласно основной концепции духовного образования, «Считается неосновательным противопоставлением „академического богословия“ и „университетской теологии“, т.к. в университетах должна развиваться та же традиция православного церковного богословия, что и в духовных школах». Термины «телогия» и «Богословие» не следует трактовать в разных понятиях о предмете, фактически адекватном обоим понятиям. Как в Америке, так и в Западной Европе, в учебных заведениях нет никакой изоляции церковных предметов от государственных, в отличие от нашей России, что произошло вследствие уже упомянутого синдрома атеистического семидесятилетия в нашей стране. И еще один аналогичный пример. Паспорт научной специальности «теология» у нас все еще не утвержден, что создает прецедент поражения в правах тех, кто посвятил себя трудам в этой области. Богословская наука РПЦ имеет огромный опыт, т.к. она неотделима от глубокого осмысления познавательного процесса в духовно-нравственной высоте познания Бога через молитву. Последнее на западе — игнорируется, вопреки слову Христа: «Сыне дай Мне твое сердце» (Пр. 23,26). Главный принцип духовного просвещения заключается и в словах самого Спасителя: «Стойте в Истине и Истина соделает Вас свободными», т.е. свободными от ложных представлений в религии, навеянных демоническим лукавством. Самаритянке, которая была вне Ветхозаветной церкви, из-за приверженности как к Библии, так и к языческим понятиям, Иисус Христос сказал следующее: «Вы не знаете чему кланяетесь, а мы знаем чему кланяемся» (Ин. 4). Поклоняться же Богу следует в «духе и истине», т.е. соблюдая все, что дано в православии, как продолжении Церкви Ветхозаветной. Евангелие нам говорит: «один — Бог, одна — вера, одно — крещение, а не множество вер и крещений» (Еф. 4,5). Нам следует помнить, что никакая модель религии бездуховная работать во спасение души — не будет.

На этом я бы хотел и завершить мое выступление. Желаю Вам успешной и плодотворной работы во благо и процветание духовно-нравственных основ нашей жизни, от которых зависит как благополучие личное, семейное и общественное, так и благополучие общегосударственное и материальное, создаваемое истинными патриотами нашего Православного Отечества.

Призываю на всех, здесь присутствующих, Благословение Божие с пожеланием успеха!

Архиепископ
Орловский и Ливенский
АНТОНИЙ

2887